Дистанционный курс «Теория бухгалтерского учета» как фактор повышения мотивации студентов к обучению

А.В.Бареева

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Вятско-Полянский механический техникум»

Автор статьи затрагивает  проблему мотивации студентов к обучению, предлагает пути повышения мотивации и познавательной активности  студентов через внедрение ДО  в учебный процесс.  В статье говорится о создании дистанционного курса по дисциплине «Теория бухгалтерского учета», описываются основные элементы курса.

 

«От слов требуется только, чтобы они были понятны».

Конфуций

Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес студента к своей будущей профессиональной деятельности.  Поэтому задача преподавателя состоит в
том, чтобы сделать процесс учебной деятельности привлекательным для студентов, способствовать развитию творческой активности и познавательных способностей. Использование технологии дистанционного обучения представляется наиболее приемлемой формой получения образования, так как при такой форме обучения значительно увеличивается доля самостоятельной работы студентов, повышается активность обучения.

 В мае 2007
году в ГОУ СПО «ВПМТ» была открыта экспериментальная площадка ФИРО по теме «Создание и реализация моделей дистанционного обучения в учреждениях СПО» - научный руководитель Владимирова Л.П. В октябре 2007 г. была создана творческая лаборатория по разработке курса ДО по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» в СДО MOODLE. Деятельность лаборатории велась по принципу «преподаватель+студент», в ходе работы были решены следующие задачи: разработка ресурсов и элементов курса, развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, развитие у студентов готовности к сотрудничеству, развитие исследовательской деятельности студентов, развитие аналитических умений и специальных навыков у будущих специалистов. Преподаватель в процессе организации самостоятельной работы студентов и обеспечения функционирования лаборатории осуществлял: планирование самостоятельной работы студентов, т.е. определял цели и методы ее достижения; собственно организацию самостоятельной работы студентов; управление самостоятельной работой  студентов, т.е. контроль деятельности студента с последующей коррекцией для достижения поставленных целей; связь, т.е. передачу информации, обеспечивающую принятие студентов собственных решений. Результатом работы творческой лаборатории явилось создание ДК по дисциплине «Теория бухгалтерского учета». Курс данной дисциплины содержит организационную страницу.

Рис 1.
Организационная страница курса «Теория бухгалтерского учета»

Данная
страница   включает в себя следующие ресурсы:

  • Содержание дисциплины «Теория бухгалтерского учета»: тематический план дисциплины, требования к знаниям и умениям студентов по каждой теме;
  • Вопросы к экзамену по дисциплине;
  • Темы рефератов;
  • Глоссарий- словарь основных терминов по дисциплине, который обладает автосвязыванием;

Рис. 2.
Глоссарий

  • Литература - перечень основных и дополнительных источников по дисциплине, ссылки на Интернет-ресурсы;
  • Анкета для знакомства- перечень вопросов, которые позволяют выяснить контингент группы, изучить мотивацию обучения каждого студента, проверить навыки счета. Результаты анкетирования могут помочь при формировании микрогрупп  с учетом общности интересов, уровня овладения навыками счета и  других особенностей личности обучаемых.

Собственно обучающий курс структурирован по модулям. Модуль включает в себя:

  • Ресурс;
  • Лекцию;
  • Презентацию по теме (презентация необходима для обобщения и закрепления знаний по изучаемой теме);
  • Тест для самоконтроля (студент отвечает на вопросы и получает информацию об уровне усвоения материала).

Ресурсы оболочки обладают автосвязыванием. Этот прием очень удобен в использовании.

Например, отдельным ресурсом в модуле «Классификация хозяйственных средств по составу и размещению» мы поместили схему классификации хозяйственных средств по составу и размещению. Эта схема необходима при изучении последующих тем дисциплины и при
выполнении практических заданий. Делая ссылку на этот ресурс в других элементах курса, схема будет открываться.

При создании элементов курса могут быть  использованы Интернет-ресурсы. Так, в конце каждого ресурса представлен перечень Интернет- источников. Данные  источники
помогут студенту при изучении новых тем с целью углубления  знаний по дисциплине. Изучая специальные и общепрофессиональные дисциплины по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», постоянно приходиться работать с нормативными документами- федеральными законами, положениями по бухгалтерскому учету, инструкциями. Используя возможности Интернет, с помощью системы ссылок можно переадресовать студентов к
первоисточникам.

Рис.3.
Использование гиперссылок

Кроме того,
ссылки на Интерент- ресурсы можно использовать и для контроля знаний, так   в модуле1 ресурсе «История развития бухгалтерского учета» представлены  вопросы
для самоконтроля.

При использовании  системы гиперссылок, изучаемый материал может быть представлен более наглядно. Например, изучая тему «Бухгалтерские документы», трудно охарактеризовать тот или иной документ без наглядного изображения. С помощью ссылок это проблема легко решается, так в  модуле 6 ресурсе «Бухгалтерские документы» в вопросе 6.5 «Классификация документов» представлены  документы: приходно-кассовый ордер, платежное поручение, авансовый отчет.

     Для успешной организации деятельности студентов необходимо своевременно проводить
рефлексию. Рефлексию можно проводить следующим образом:

  • на последней страницы каждой лекции предлагать студентам ответить на соответствующие вопросы и отправить ответы по электронной почте на адрес преподавателя;
  • оболочка «MOODLE» предлагает ряд анкет, которые можно использовать для исследования у студентов уровня активности, рефлективного мышления, отношения к обучению и т.д. Преподаватель может предложить всем студентам группы ответить на вопросы, оболочка обработает полученные результаты, представит их на графике.

Рис. 4.
График результатов анкет

 

Таким
образом, у преподавателя появиться возможность сделать соответствующие выводы. Все варианты анкет описаны  в «Методических рекомендациях для преподавателей,
работающих в СДО «MOODLE» преподавателем-консультантом по оболочке MOODLE Ильиной С.А.

 Для развития познавательного интереса в курсе выделен модуль «Пестрая смесь», который содержит кроссворды по темам, ситуационные задачи и т.п. Самопроверка решения задач и ответов на кроссворды организуется через использование гиперссылок.

 В настоящее время идет апробация ДК по дисциплине, курс размещен на дистанционном портале техникума (http://www.vpmt.ru/moodle/course/view.php?id=17).

Таким образом, использование различных приемов ДО позволяет помочь студенту в обретении полноценной системы знаний по дисциплине. Грамотное соединение различных форм обучения «Очное+ДО» и «Заочное+ДО» путем использования современных информационных технологий  позволит не тратить время на записывание лекций; одновременно сэкономит много времени для иной работы преподавателя и студентов; позволит студентам приобретать важный опыт практических знаний. Кроме того, это дает возможность студентам получать готовые лекции; приобретать умения в процессе выполнения заданий в рабочей тетради, получать комментарии к ответам на вопросы тестов, общаться и получать консультации в форумах и чатах, использовать возможности электронной почты;  сдавать экзамены в плавающем режиме, в период, удобный для них.     

Форма дистанционно-очного образования ограничена лишь фантазией преподавателей и студентов. Главная его задача- выпустить максимально подготовленного к реалиям современного мира человека, конкурентоспособного специалиста  с широчайшим
багажом теоретических и практических знаний.

Список использованных источников и ресурсов

 

1.     
Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие. Под ред. Е.С.
Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

 2. Ильина С.А.«Методические рекомендации для преподавателей, работающих в СДО «MOODLE».
ГОУ СПО «ВПМТ», 2007.-28с.

3. Дистанционный курс Теории бухгалтерского учета ГОУ СПО «ВПМТ»

http://www.vpmt.ru/moodle/course/view.php?id=17

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

Электронный журнал

Дистанционный портал

Электронная библиотека

BOOK.ru

Сферум

Центр Управления Регионом

Вход в систему