Социальная реклама по общественнозначимым тематикам (профилактика наркомании, терроризма, алкоголизма, безопасности дорожного движения и т.д.)

 Национальная стратегия действий в интересах детей

 

Создание дистанционного курса по дисциплине «Информатика» в СДО MOODLE

И.М.Бареев, Н.В.Шешегова

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

 «Вятско-Полянский механический техникум»

В работе изложены теоретические аспекты создания дистанционного курса по дисциплине «Информатика». Рассмотрены наиболее часто возникающие проблемы  при создании дистанционного курса, даны методические рекомендации по содержанию курса и  внедрению в учебный процесс.

 

Ставшее в последние годы популярным в среде высшего образования, дистанционное обучение начинает активнее проникать в учреждения начального и среднего профессионального образования. Прослеживается общая тенденция к внедрению информационных технологий в системе СПО в нашем регионе, да и конкретно в ГОУ
СПО «ВПМТ»  для расширения возможностей получения образования и лучшего удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Услуга дистанционного обучения позволит поднять престиж учебного заведения. В 2007 году в техникуме была открыта экспериментальная площадка ФИРО по теме «Создание и
реализация моделей дистанционного обучения в учреждениях СПО»- научный руководитель Владимирова Л.П. Организация ДО позволит обеспечить доступ к образованию таких категорий граждан, как безработные,  мигранты, инвалиды, лица, проходящие срочную службу в рядах Вооруженных Сил России и члены их семей.

Ввиду того, что наше образовательное учреждение ГОУ СПО «ВПМТ» не поддерживает
ДО как отдельно стоящую единицу, а лишь своеобразный компонент его (модель «Очное+ДО», «Заочное+ДО»), то ряд характеристик будут не столь актуальными для такой формы, а именно: разрыв между студентом и преподавателем в пространстве и времени; возможность самостоятельного планирования времени изучения материала (сокращение или увеличение сроков обучения), сокращение стоимости обучения. Остальные же характеристики не только остаются неизменными, а, может быть, в некоторой степени даже и более существенными для такой организации модели ДО в техникуме.

Возьмем, к примеру, возможность полного методического обеспечения по дисциплине: нет смысла в  короткий период времени давать студенту все учебные методические материалы (которые он потом при полном ДО будет осваивать сам и не всегда успешно), а можно внедрять их в работу постепенно, по мере изучения дисциплины,
что в большей степени подходит для студентов технических специальностей.

Характеристика инновационных педагогических и информационных технологий тоже в полной мере просматривается при такой модели ДО. Каждый преподаватель может предоставить нужные программные средства, проанализировать опыт проведения дистанционных  занятий, поменять структуру их в короткие сроки.

Основными средствами ДО по модели «Очное+ДО» «Заочное+ДО» являются:

·          презентационные материалы;

·          рабочие тетради (в бумажном или электронном виде);

·          учебные видеофильмы, аудиозаписи;

·          специализированные мультимедийные учебники;

·          компьютерные обучающие программы;

·          интерактивные лабораторные практикумы;

·          контрольно-тестирующий комплекс.

По дисциплине «Информатика» используются не все средства ДО,  не особенно важным средством являются учебные видеофильмы, аудиозаписи (данные средства больше подходят для изучения гуманитарных дисциплин). На первое место ставятся компьютерные обучающие программы, интерактивные лабораторные практикумы и контрольно – тестирующие комплексы.

Имеет место и разработка рабочих тетрадей, что особенно подходит при ДО. В дистанционном курсе «Информатика» можно делать ссылки на   образовательные порталы, сайты, однако и здесь мы встречаемся с проблемами: обычно подача материала строится «прочитал – ответил», что не всегда приводит к качественным знаниям, и, как правило,  они не заинтересовывают студентов. Поэтому, преподавателям, создающим дистанционный курс, необходимо знать его особенности:  

1.  Общие сведения о курсе: его назначение, цели, задачи, содержание, условия приема в группы обучения, регистрационные формы, сведения об итоговых документах. Эти сведения должны быть полностью открыты на сервере для ознакомления.

Как правило, сами курсы закрыты, но должна быть доступна для пользователя их демоверсия либо пробные  занятия. Лишь регистрация дает право получить собственный пароль и доступ к курсу и ко всем услугам. Так как наша система ДО в техникуме еще сравнительно молода, то данный факт мы не берем за правило, что, может быть, неверным, с точки зрения методики ДО. Каждый заинтересованный студент должен просмотреть хотя бы частично курс. Это может быть или часть лекции, или тесты по какой-либо теме.  

2.     Пакет анкет, включающий блоки вопросов по различным аспектам, если недостаточно сведений в регистрационной форме (для знакомства с потенциальными обучаемыми).

3.     Пакет для предварительного тестирования с целью определения исходного состояния обученности по данному предмету, теме.

4.       Справочные материалы в виде баз данных по предметной области курса: справочники, словари, энциклопедии и прочее.

5.       Библиотека курса, в том числе электронная библиотека.

6.                Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее автономным модулям (в нашем случае возможно по разделам).

7.       Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания и осмысления.

8.       Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов; практических работ.

9.       Блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы.

10.   Тестовые и экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалом.

В системе дистанционного обучения (СДО) в традиционном представлении (обучение на расстоянии) выполняются следующие виды работ:

•           ввод контента, т.е. формирование учебных курсов;

•           самостоятельная работа студента (собственно обучение);

•           контроль результатов обучения в виде тестирования;

•           мониторинг прохождения обучения студентом.

Ввод контента является наиболее затратным и трудоемким при введении электронного обучения в учебный процесс, так как многообразие дисциплин в учебном плане требует создания очень гибкой системы формирования электронных учебных курсов (ЭУК).
При этом работа по созданию тестовых вопросов, как показывает практика других учебных заведений, составляет до 90% общей трудоемкости создания электронного курса. С данной проблемой столкнулись преподаватели техникума при создании собственных тестов в дистанционной оболочке Moodle, в которой помещены ДК, поэтому выбор остановился на  создании тестов самим, например, в виде html-страницы.

Контроль при  тестировании является одной из наиболее сложных методических проблем ДО. Однако обработка результатов тестирования может происходить автоматически, так как современные оболочки для создания ДК в Интернете имеют встроенную систему тестирования и поэтапного контроля, которая позволяет отслеживать успеваемость каждого обучаемого отдельно и учебную группу в целом, обработка результатов тестирования происходит автоматически. Главной проблемой организации контроля является аутентификация студента.

Составление компьютерных тестов — важная и трудоемкая работа, в результате которой необходимо многое учесть, прежде всего, определить границы предметной области и разбить ее на разделы, которые в свою очередь разбиваются на подразделы и т.д., определить наиболее важные понятия в подразделах, знание
которых обеспечивает усвоение предмета в целом. Следующим этапом является составление плана теста — примерная раскладка необходимого числа заданий различной степени сложности и различных типов на каждый раздел предметной области. Большую роль в разработке дистанционных курсов, конечно же, оказывают
информационные ресурсы Интернета. Имеет место в дистанционном курсе тестирование в режиме прямого времени. В дистанционный курс по Информатике включены  тесты оценивания знаний в режиме on-line.

библиотека





Вход в систему

Яндекс.Метрика