Проблемы внедрения СДО MOODLE и пути их решения в ГОУ СПО ВПМТ в рамках работы экспериментальной площадки ФИРО «Создание и реализация модели ДО в учреждении СПО»

С.А. Ильина

 

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятско-Полянский механический техникум»

 

Аннотация

 

В докладе приведены причины выбора СДО Moodle для организации ДО ВПМТ и проблемы, возникшие в процессе внедрения системы.

 

 

В настоящее время вопрос организации дистанционного обучения приобретает с каждым днём всё большую и большую актуальность. Интернет стал доступнее и проник в удалённые области нашей страны. Каждый день к сети подключаются тысячи новых пользователей [4].

В связи со сложной обстановкой на рынке труда в нашем регионе, нестабильной работой градообразующего предприятия, многие молодые люди работают вахтовым методом в разных уголках нашей страны. Но при этом испытывают острую необходимость в повышении уровня своего профессионального образования. У многих из них нет возможности посещать занятия даже при заочной форме обучения, поэтому
дистанционное обучение как поддержка заочной и очной формы обучения является  выходом из сложившейся ситуации.

           
С мая 2007 года в рамках экспериментальной площадки в ГОУ СПО ВПМТ, научным руководителем которой является  Владимирова Л.П.,  началось внедрение дистанционной формы обучения. Сейчас ведется работа по  созданию дистанционных 
курсов по гуманитарному, естественно-научному  математическому и общепрофессиональному циклу дисциплин. Список дисциплин можно посмотреть на дистанционном портале ГОУ СПО ВПМТ www.vpmt.ru/moodle.
В настоящее время рано говорить о каких-либо серьезных достижениях, однако уже появилась возможность сделать первые  выводы и обобщения.

В первую очередь, перед IT-специалистами  стоял вопрос о выборе способа представления дистанционных курсов. Рассматривались два варианта:

  1. Отдельный сайт для каждого преподавателя.

  2. Приобретение системы дистанционного обучения.

Первый вариант был отвергнут, так как требует от преподавателя знания 
HTML и CSS, огромной творческой работы и больших затрат времен, так же при использовании отдельного сайта возникает сложность централизованного контроля за обучением.

Второй  вариант позволяет  объединить все курсы в единый комплекс, облегчается работа преподавателя, проще централизованно контролировать процесс обучения. После изучения нескольких систем была выбрана СДО Moodle. Основными решающими
факторами являлись:

1. СДО Moodle является программным продуктом с открытым кодом.

Это значит, что

  • Возможно бесплатное использование;

  • Исправления ошибок происходит быстрее, чем в коммерческих продуктах;

  •  Возможно
    создание собственных  модулей;

  • Существует сообщество пользователей системы (www.moodle.org).

2. Система обладает русскоязычным, интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет работать с оболочкой преподавателям, не имеющим специальных знаний в области ИКТ.

СДО Moodle содержит встроенный WYSIWYG HTML редактор, позволяет вводить формулы в формате TeX, создавать глоссарий, использовать различные форматы видео и аудио, предоставляет преподавателю широкий выбор средств обучения (лекции, семинары и т.п.), средств проверки знаний и контроля успеваемости, общения между студентами и преподавателями (электронная почта, обмен файлами, чат), 
организации групповой работы (форум, чат, Wiki) [3].

Возможности СДО Moodle позволяют студентам создавать новый образовательный ресурс по теме, предложенной  преподавателем, используя такие инструменты как глоссарий или Wiki.

В процессе использования системы мы столкнулись со следующими трудностями:

  • Нехватка у преподавателей времени  для загрузки учебно-методических материалов в
    систему,  а иногда и желания для изучения интерфейса системы. Для решения этой проблемы были созданы творческие лаборатории преподавателей и студентов. В рамках работы лаборатории студенты переводят материалы  преподавателей в
    электронный вид (сканирование и набор текста) и загружают их  в систему.  Все это  ускорило разработку курсов.  Данное решение поставило перед нами новую проблему. Преподаватель не вникает в возможности использования инструментов СДО Moodle и не может их применить в своем курсе.

  • В СДО Moodle нет понятия «академическая группа» и «учебный план», что усложняет эксплуатацию системы в учебном процессе. Даная проблема частично решается при использовании метакурсов, но возникает сложность контроля за деятельностью студентов, так как студенты разных групп находятся в одном списке. (Более подробно использование метакурсов  описано на форумах сайтаwww.moodle.org)

 

Создание качественного образовательного ресурса – работа глубоко творческая. Данная деятельность требует от преподавателя большого желания, знаний потенциала системы,  для которой ведется разработка материалов, и умений использования различных методик обучения в СДО [2].

 

 

 

 

Литература

 

  1. www.moodle.org

  2. www.infoco.ru

  3. http://www.curator.ru/resource.html

  4. http://dstudy.ru/articles/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

Электронный журнал

Дистанционный портал

Электронная библиотека

BOOK.ru

Сферум

Центр Управления Регионом

Вход в систему