Проблемы внедрения СДО MOODLE и пути их решения в ГОУ СПО ВПМТ в рамках работы экспериментальной площадки ФИРО «Создание и реализация модели ДО в учреждении СПО»
С.А. Ильина
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятско-Полянский механический техникум»
Аннотация
В докладе приведены причины выбора СДО Moodle для организации ДО ВПМТ и проблемы, возникшие в процессе внедрения системы.
В настоящее время вопрос организации дистанционного обучения приобретает с каждым днём всё большую и большую актуальность. Интернет стал доступнее и проник в удалённые области нашей страны. Каждый день к сети подключаются тысячи новых пользователей [4].
В связи со сложной обстановкой на рынке труда в нашем регионе, нестабильной работой градообразующего предприятия, многие молодые люди работают вахтовым методом в разных уголках нашей страны. Но при этом испытывают острую необходимость в повышении уровня своего профессионального образования. У многих из них нет возможности посещать занятия даже при заочной форме обучения, поэтому
дистанционное обучение как поддержка заочной и очной формы обучения является выходом из сложившейся ситуации.
С мая 2007 года в рамках экспериментальной площадки в ГОУ СПО ВПМТ, научным руководителем которой является Владимирова Л.П., началось внедрение дистанционной формы обучения. Сейчас ведется работа по созданию дистанционных
курсов по гуманитарному, естественно-научному математическому и общепрофессиональному циклу дисциплин. Список дисциплин можно посмотреть на дистанционном портале ГОУ СПО ВПМТ www.vpmt.ru/moodle.
В настоящее время рано говорить о каких-либо серьезных достижениях, однако уже появилась возможность сделать первые выводы и обобщения.
В первую очередь, перед IT-специалистами стоял вопрос о выборе способа представления дистанционных курсов. Рассматривались два варианта:
-
Отдельный сайт для каждого преподавателя.
-
Приобретение системы дистанционного обучения.
Первый вариант был отвергнут, так как требует от преподавателя знания
HTML и CSS, огромной творческой работы и больших затрат времен, так же при использовании отдельного сайта возникает сложность централизованного контроля за обучением.
Второй вариант позволяет объединить все курсы в единый комплекс, облегчается работа преподавателя, проще централизованно контролировать процесс обучения. После изучения нескольких систем была выбрана СДО Moodle. Основными решающими
факторами являлись:
1. СДО Moodle является программным продуктом с открытым кодом.
Это значит, что
-
Возможно бесплатное использование;
-
Исправления ошибок происходит быстрее, чем в коммерческих продуктах;
-
Возможно
создание собственных модулей; -
Существует сообщество пользователей системы (www.moodle.org).
2. Система обладает русскоязычным, интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет работать с оболочкой преподавателям, не имеющим специальных знаний в области ИКТ.
СДО Moodle содержит встроенный WYSIWYG HTML редактор, позволяет вводить формулы в формате TeX, создавать глоссарий, использовать различные форматы видео и аудио, предоставляет преподавателю широкий выбор средств обучения (лекции, семинары и т.п.), средств проверки знаний и контроля успеваемости, общения между студентами и преподавателями (электронная почта, обмен файлами, чат),
организации групповой работы (форум, чат, Wiki) [3].
Возможности СДО Moodle позволяют студентам создавать новый образовательный ресурс по теме, предложенной преподавателем, используя такие инструменты как глоссарий или Wiki.
В процессе использования системы мы столкнулись со следующими трудностями:
-
Нехватка у преподавателей времени для загрузки учебно-методических материалов в
систему, а иногда и желания для изучения интерфейса системы. Для решения этой проблемы были созданы творческие лаборатории преподавателей и студентов. В рамках работы лаборатории студенты переводят материалы преподавателей в
электронный вид (сканирование и набор текста) и загружают их в систему. Все это ускорило разработку курсов. Данное решение поставило перед нами новую проблему. Преподаватель не вникает в возможности использования инструментов СДО Moodle и не может их применить в своем курсе. -
В СДО Moodle нет понятия «академическая группа» и «учебный план», что усложняет эксплуатацию системы в учебном процессе. Даная проблема частично решается при использовании метакурсов, но возникает сложность контроля за деятельностью студентов, так как студенты разных групп находятся в одном списке. (Более подробно использование метакурсов описано на форумах сайтаwww.moodle.org)
Создание качественного образовательного ресурса – работа глубоко творческая. Данная деятельность требует от преподавателя большого желания, знаний потенциала системы, для которой ведется разработка материалов, и умений использования различных методик обучения в СДО [2].
Литература
-
www.moodle.org
-
www.infoco.ru
-
http://www.curator.ru/resource.html
-
http://dstudy.ru/articles/