Из опыта работы Вятско-Полянского механического техникума над темой эксперимента «Создание и реализация моделей дистанционного обучения в учреждении СПО»

Попова Екатерина Николаевна, ГОУ СПО «Вятско – Полянский механический техникум», заместитель директора по учебной работе, 612960, Кировская область г. Вятские Поляны, ул. Крупская, д.1,кв.3


 

Статья посвящена описанию опыта работы ГОУ СПО ВПМТ в рамках экспериментальной площадки ФИРО по внедрению дистанционного обучения в системе СПО. Выявлены возникшие проблемы и описаны пути их преодоления на первом году работы в рамках площадки.


 

Сегодня наша страна находится на новом этапе развития потребностей общества. Информационный бум, формирование новых отношений на рынке труда, усложняющиеся экономические условия требуют подготовки человека к активному, самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых:

  • выбор образовательных траекторий наиболее целесообразного для будущего трудоустройства обучения;

  • способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро ликвидировать пробелы в знаниях.

Новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента.

Педагогический коллектив Вятско-Полянского механического техникума сегодня основную свою задачу видит в проведении исследований и разработке системы обучения, ориентированной на применение на практике в учебном процессе новых информационных технологий с целью подготовки специалистов высокого уровня, мотивированных к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию в своей профессии.

Для реализации этой задачи педагогический коллектив техникума вышел с инициативой создания экспериментальной площадки по освоению дистанционного обучения в СПО.

В техникуме ранее не применялось дистанционное обучение, поэтому новизна проблемы заключается в исследовании методики и особенностей организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. В качестве гипотезы экспериментальной
деятельности выдвигается идея создания модели интеграции очной, заочной форм обучения, уже освоенных в техникуме, с дистанционной формой, что, по мнению доктора педагогических наук, профессора Е.С.Полат, «…весьма перспективно, так как позволит большую часть информационного материала, не требующего значительных
интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционное изучение, включая возможные формы тестирования, контроля, необходимые консультации. Замена форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, рефлексивные, проектные виды деятельности … помогла бы не только значительно разгрузить столь
драгоценное дневное время обучающегося, но и создала бы условия для продуктивной творческой деятельности обучающихся…».

Но, безусловно, реализация этой гипотезы потребует определенных организационных и административных решений. Поэтому в техникуме со 2 мая 2007 года открыта экспериментальная площадка Федерального института развития образования по теме «Создание и реализация моделей дистанционного обучения в учреждении СПО». Научный руководитель экспериментальной площадки - Никуличева Н.В., старший преподаватель УЦ ФИРО, победитель 3-го Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года 2001».

В качестве целей эксперимента определено создание системы взаимодействия преподавателя и студента в условиях дистанционного обучения (разработка дистанционных курсов, подготовка педагогов, владеющих методикой дистанционного обучения, подготовка авторов курсов,
организация обучения и контроля успеваемости студентов).

Актуальность экспериментальной деятельности, объектом которой является учебно-воспитательный процесс в системе СПО, для нашего техникума заключается в следующем:

  • преодоление недостатков профессионального обучения студентов, связанных с традиционной формой организации учебного процесса;

  • закрепление навыков применения информационных технологий для решения конкретных задач в профессиональной деятельности будущих выпускников и повышение их компетентности при получении образовательных услуг с использованием дистанционного обучения;

  • удовлетворение спроса иногородних студентов, обучающихся по очной и заочной формам обучения на получение образовательных услуг по месту их жительства или временного пребывания в любое удобное для них время;

  • обеспечение более доступного среднего профессионального образования для разных слоев населения при сохранении качества.

В процессе работы пришлось столкнуться со следующими проблемами.

Технологическая.
Дистанционное обучение немыслимо без соответствующей материальной базы и программного обеспечения, что требует постоянных капиталовложений. Технические специалисты и администрация техникума занимались подготовкой материально-технического обеспечения дистанционного обучения (приобретением дополнительного сервера для локальной сети и программного продукта «обучающая оболочка», модернизацией рабочих мест для преподавателей дистанционного обучения). Оплата работы преподавателей, занимающихся разработкой пилотных курсов ДО, была решена через организацию деятельности творческих лабораторий Преподаватель + Студент.

Содержательная.
Эта проблема включает в себя создание тематических сайтов, обеспечение преподавателей методической поддержкой и разработку информационных ресурсов в виде курсов ДО. Для решения этой проблемы был создан сайт техникума
http://www.vpmt.ru
, на котором размещена система дистанционного обучения (СДО)
MOODLE. В помощь преподавателям методист техникума Савельева Л.В. подготовила методическое пособие «Для преподавателей, разрабатывающих курс дистанционного
обучения». Преподаватель специальных дисциплин Ильина С.А. представила пособие «Методические рекомендации для преподавателей, работающих в СДО

MOODLE» и дистанционный курс «Работа в СДО
MOODLE».

Организационная. Необходимо обучение и переподготовка преподавателей ДО и организация учебного процесса. Поэтому на
начальном этапе для преподавателей техникума было организовано обучение, проходившее в 2 этапа. На 1-ом этапе в рамках внутритехникумовской методической работы через факультатив с преподавателями проводились занятия по теме «Использование электронных образовательных ресурсов». Преподаватели информатики
и специальных дисциплин специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» Бареев И.М., Ильина С.А., Соловьев Р.Ю., Ардашева Н.П. знакомили своих коллег с теоретическими и практическими аспектами подготовки учебно-методического материала с использованием приложений

MS Office,
возможностями Интернета. На 2-ом этапе были организованы курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников техникума через УЦ ФИРО г.Москва по 72-часовой программе на тему «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении». 24 преподавателя (86% всех педагогических
работников техникума) осваивали стратегию организации дистанционного обучения, знакомились с образовательными ресурсами среды Интернет, постигали особенности построения дистанционного курса под руководством научного руководителя экспериментальной площадки Никуличевой Н.В.

Далее для координирования деятельности педагогического коллектива в техникуме была создана творческая группа в составе 10 преподавателей и представителей администрации, разработан
паспорт экспериментальной площадки, составлен календарный план экспериментальной работы. Кроме того на подготовительном этапе эксперимента каждый преподаватель провел самоанализ содержания УМК преподаваемых дисциплин на предмет наличия основных элементов УМК в электронном виде (файлы
MS Word, презентации, DVD –лекции, программы и задания тестирования) и заполнил опросный листок (таблица 1).

 

Таблица 1.


УМК дисциплины в электронном виде

 

Преподаватель __________________________

 

Дисциплина

 

Рабочая программа по дисциплине

 

Учебное пособие

(конспект лекций, дополнительные учебные материалы)

 

Методические указания для практических и лабораторных занятий

 

Методические указания для курсовых работ и проектов

 

Материал для текущего контроля

 

Материал для промежуточного контроля (экзаменов, зачетов)

 

Другое

 

 

Результаты самоанализа были систематизированы и обсуждены на заседании Методического Совета техникума. Методический Совет отметил, что в техникуме у каждого преподавателя имеются электронные базы учебно-методического материала, которые являются достаточно полными для разработки на их основе дистанционных курсов. Материалы обобщения
представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

 

Наличие в электронном виде в % к имеющимся

(по циклам дисциплин)

Гуманитарных и социально-экономических

Естественно научных и математических

Общепрофессиональным и специальным дисциплинам специальности

Экономика и бухгалтерский учет

Автоматизирован-ные системы обработки информации и управления

Технология машиностроения

Элемент УМК

95

100

100

99

99

Рабочая программа по дисциплине

50

90

50

90

10

Уч. пособие

(конспект лекций, доп. уч. материала)

-

50

30

95

50

Методуказания для практических и лабораторных

100

100

60

80

40

Методуказания для курсовых работ и проектов

-

-

-

100

100

Материал для текущего контроля

100

100

60

100

70

Материал для промежуточного контроля (экзаменов, зачетов)

10

40

-

-

-

Другое

100

2
видео-лекций

100

95

10

Методуказания для заочного отделения

95

100

100

30

99

 

Далее перед каждым преподавателем были поставлены задачи:

-        
составить тематический план дистанционного курса по одной из преподаваемых дисциплин;

-        
структурировать и переработать содержание учебного материала дисциплины с учетом принципов интерактивности;

-        
подготовить содержание дистанционного курса к размещению в обучающей оболочке.

Но прежде чем преподаватели приступили к разработке тематического планирования своего пилотного дистанционного курса по дисциплине, методической службой техникума на основании работ доктора пед. наук, профессора Е.С Полат и рекомендаций научного руководителя экспериментальной площадки Н.В. Никуличевой были созданы модели дистанционного обучения в техникуме «Очное +ДО» (рис 1), и «Заочное +ДО»
(рис.2).

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать техникум лучше?

Электронный журнал

Дистанционный портал

Электронная библиотека

BOOK.ru

Сферум

Центр Управления Регионом

Вход в систему